Эксперты спрогнозировали, как будут меняться цены на продовольствие до конца года.
По данным Росстата, в конце августа в России выросли цены на некоторые продукты, коммунальные услуги и транспорт. Что это — начало ценового скачка или сезонные колебания, обсудили эксперты в пресс-центре «Парламентской газеты».
Потрясений ожидать не стоит
Август принес не очень оптимистичные данные о росте цен: по большинству видов продовольствия с начала года они увеличились от двух процентов на хлеб до 35 процентов на картофель. На 3, 5-7 процентов подорожала практически вся молочная продукция. Резко, на 8-13 процентов выросли тарифы на жилищно-коммунальные услуги и транспорт.
Хотя ценовой индекс за последнюю неделю августа составил 99,8 процента, с начала года он прибавил почти четыре процента. И это несмотря на то, что в январе — июле 2017 года реальные доходы населения сократились на 1,4 процента соответственно, сдерживая потребительский спрос и стимулируя торговые сети и производителей снижать цены. Не оправдал надежд и сезонный фактор: цены на плодоовощную продукцию практически не уменьшились, а на некоторые фрукты даже возросли.
Тем не менее особых потрясений в экономике и социальной сфере не будет, уверен Никита Масленников, руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития: запас прочности вследствие хорошо продуманной политики Центробанка и Минфина высок, монетарные факторы, в том числе мировые валютные тенденции, обеспечивают достаточный уровень стабильности. И хотя, по мнению учёного, доллар вырастет до 61-63 рублей, это не повлечёт роста цен на импортное продовольствие, который мог бы автоматически вызвать увеличение стоимости отечественных продуктов.
К тому же сельское хозяйство уверенно наращивает объёмы производства. А это гарантирует и развитие конкуренции, и увеличение потребительского предложения, которые в совокупности должны, считает заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Ирина Гехт, сдерживать рост цен. Сенатор согласилась с мнением Никиты Масленникова, что хотя надежд на дефляцию в осенние месяцы маловато, но и взрывного роста цен не будет.
Экономика растёт, доходы падают
Однако перспективы того, что в следующем году ситуация усложнится, по мнению Никиты Масленникова, весьма реальны. Нынешние темпы роста ВВП, по разным оценкам составляющие 1,5-3 процента, не способны создать крепкую основу для уверенного поступательного развития экономики, которая гарантировала бы достойный уровень жизни и обеспечивала бы социальные функции государства. К тому же не определена новая экономическая концепция, хотя Президент России ждал её от социально-экономического блока Правительства и Центра стратегических разработок ещё в мае.
Также нет понимания того, по каким правилам государство будет действовать завтра, нет уверенности и у большого и малого бизнеса в необходимости долгосрочно инвестировать в материальное производство. Как следствие — прогнозируемое падение производства в будущем и обострение социально-экономической ситуации.
Две тенденции, по словам Ирины Гехт, сегодня определяют уровень жизни и потребления россиян примерно в равной степени: падение реальных доходов и достигнутый благодаря росту сельского хозяйства уровень продовольственной безопасности по всем основным видам продуктов, включая зерно, мясо птицы и свинины. Это сочетание не даёт развернуться росту цен на жизненно необходимые товары.
А государственные программы, направленные на развитие некоторых проблемных аграрных отраслей, в частности плодоводства и молочного животноводства, в будущем окончательно избавят страну и от импортозависимости, и от того, что внутренние потребительские цены будут меняться в соответствии с валютным курсом, как это зачастую происходит сейчас. 30 процентов импорта на федеральном продовольственном рынке существенно влияют на общий уровень цен.
Поддержит отечественного сельхозпроизводителя, который вынужден учитывать ограничения, накладываемые правилами Всемирной торговой организации при получении государственных субсидий, и новая программа внутренней продовольственной помощи, согласно которой торговые сети обязаны в первую очередь наполнять наборы для малоимущих отечественными продуктами. Таким образом, косвенное финансирование села может составить до 300 миллиардов рублей. Так что всё, по мнению экспертов, будет стабильно и предсказуемо.