Традиционно в августе-сентябре, когда наступает пора продажи нового урожая, цены на продовольствие снижаются. Возможную дефляцию в России в конце лета и начале осени уже анонсировала председатель Центробанка Эльвира Набиуллина. В Минфине также прогнозировали снижение цен в ближайшие месяцы. Скажется ли фактор сезона на ценах в этот раз, а также, какой будет инфляция в стране по итогам года, рассказывают экономисты.
Сезон есть сезон
По словам ведущего эксперта Института «Центр развития» Высшей школы экономики Николая Кондрашова, сезонное снижение цен на продукты – это традиционное явление, и 2016 год не будет исключением. По его оценке, продукты могут подешеветь на полпроцента.
– В августе, возможно, цены снизятся на 0,5%, в сентябре, может быть, не изменятся, останутся стабильными. Всё это очень зависит от урожая, от динамики мировых цен. Сейчас мировые цены достаточно низкие, они опустились. Также ожидается, чтоб будет хороший урожай, хорошая ценовая динамика, – добавляет эксперт, отмечая, что падение цен на полпроцента – это нормальное сезонное снижение.
Турецкий вопрос открыт
Прогноз в 0,5% кажется реалистичным и другим экспертам. Однако они отмечают, что при других обстоятельствах – в случае, если бы были отменены продуктовые санкции – снижение было бы гораздо существеннее. Нерешённый вопрос с Турцией добавляет неясности в прогнозах.
– Мне кажется, сильного снижения цен на продовольствие не произойдёт, тем боле, что эмбарго ещё никто ещё отменяет, и турецкие товары пока ещё не подоспели. Цифра в 0,5% реальна, уже сейчас можно видеть, что цены на отдельные продукты снижаются (на молоко, помидоры, огурцы, морковь) или хотя бы не растут (на мясо). Но в целом цены на продовольствие сильно проседать не будут, если санкции не будут сняты. Посмотрите, сколько сейчас стоит та же морковь в магазине – на уровне зимы, – отмечает профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Александр Абрамов.
С кем ещё поссоримся?
Директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков также упоминает турецкий фактор, точнее, политический. Очень трудно предсказать, в отношении какой страны могут быть ещё введены санкции, а, как показывает, практика этот инструмент воздействия у нас весьма популярен, и любое действие в этом направлении сразу сказывается на ценах.
С Турции собираются снимать санкции. Если их отменят, уровень цен упадёт: это будет очень хорошо для населения и не очень хорошо для тех производителей, которые попытались играть с нашим правительством в игры с инвестициями. Но у нас в любой момент Эрдоган может снова превратится во врага, и тогда мы вместо снижения получим рост, как случилось в прошлом году. Прошлой осенью – время, когда должно было быть снижение цен – произошёл рост цен. К сожалению, всё непредсказуемо в нашей стране, – говорит экономист.
Что будет с ценами, если турецкие санкции не будут сняты, Василий Солодков не берётся прогнозировать, поскольку, в конечном счёте, эта «проблема далека от экономики».
– Сложно сказать. Во-первых, мы не знаем, какой будет урожай, во-вторых, не знаем, как мы его соберём, в-третьих, не знаем, будет ли та же самая Беларусь или Казахстан оставаться поставщиками, грубо говоря, морепродуктов, как это было до последнего времени. В-четвёртых, я не знаю, с кем ещё мы поругаемся, у нас возможностей много. Проблема далека от экономики: если мы хотим кого-то наказать, мы, как правило, наказываем – своих пенсионеров, – добавляет экономист.
Рубль успокоился
Декан Санкт-Петербургской школы экономики и менеджмента НИУ ВШЭ Елена Рогова смотрит на проблему с другой стороны. По её словам, снижение цен на продовольствие во второй половине лета возможно: помимо сезонного фактора этому будет способствовать снижение валютных колебаний и нормализация ситуации с внешними выплатами. Профессор прогнозирует небольшое снижение цен – на 0,3-0,4% – но оно вряд ли захватит сентябрь.
– Сезонное снижение цен – вещь естественная, и оно характерно для любой экономики, но у нас его не было последние два года в связи с колебаниями курса, которые отмечались как раз в августе. Эти колебания были продиктованы, во-первых, изменением мировых конъюнктур, во-вторых, необходимостью крупных корпораций оплачивать крупные долги в зарубежной валюте. Сейчас этих факторов нет, потому что немного сгладились колебания мировой конъюнктуры, график оплаты долгов соблюдается, экономика постепенно приспособилась к внешним шокам. Поэтому я не исключаю того, что в июле и в августе в связи с послаблением экономической активности будет и некоторое снижение цен – на 0,3-0,4%. К концу сентябре уже начинается некоторое оживление активности, кроме того компании накапливают средства для оплаты налогов, которые надо платить в октябре, – говорит Елена Рогова.
Если санкции отменят, то вырастит количество поставщиков на рынке и российские поставщики, которые оказались в ситуации искусственного ограничения конкуренции, будут вынуждены приспосабливаться к этому изменению, что может положительно сказаться на снижении цен, также отмечает экономист.
Самый оптимистичный прогноз по ценам даёт ведущий финансовый аналитик компании EqTrades Евгений Зомчак. По его словам, продукты в августе и сентябре могут подешеветь на 2,2%.
Инфляционный разброс
Большинство экспертов сходятся на том, что к концу года инфляция в России разгонится. Одной из причин такого разгона будут траты из федерального бюджета, в частности, на социальные выплаты. В преддверии выборов власти будут вынуждены потратиться на народ, несмотря на острое желание такие расходы сократить.
– Я думаю, что инфляция будет между 8 и 10%, – говорит профессор Елена Рогова. – Главный риск – неустойчивость мировой конъюнктуры. Сейчас мы видим, что цены на нефть немного стабилизировались, видим устойчивый тренд к росту, он не очень активный, но он есть, что может стать двигателем разгона цен: появятся стимулы тратить больше в российской экономике. Плюс необходимость выполнения социальных обязательств: они сейчас достаточно активно замораживаются, но у нас выборы, и возникает стимул больше тратить на социальные цели.
В случае, если социальные расходы будут урезаны, есть вероятность того, что инфляция сократится, однако это приведёт к снижению покупательской способности.
– Если Центральный банк сохранит ту денежно-кредитную политику, которую он сейчас проводит, и правительство не пойдёт на увеличение социальных выплат (что оно должно делать по закону), то, скорее всего, инфляция будет сокращаться. Сокращение инфляции будет происходить за счёт того, что снизится покупательская способность. Такое сокращение инфляции вряд ли вызовет то, что ожидает ЦБ – рост инвестиций – по одной простой причине: в стране чудовищный бизнес-климат. Я думаю, что в годовом исчислении инфляция, скорее всего, будет на уровне 6-7%, – отмечает директор Банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков.
Дефицит бюджета по-прежнему высок, а укрепление рубля, которое кому-то может внушить оптимизм, вероятнее всего, явление временное: в этих условиях у инфляции мало шансов на снижение.
– К концу года мы увидим некоторое ускорение инфляции, ведь бюджет по-прежнему остаётся недостаточно сбалансированным: дефицит бюджета составляет 3%. Это ускорение рубля, которое мы сейчас наблюдаем при не совсем понятных обстоятельствах, через некоторое время закончится, и это тоже будет разгонять инфляцию, – говорит профессор департамента финансов НИУ ВШЭ Александр Абрамов. – Если не будет каких-то неожиданностей с нефтью (скажем, с её резким падением из-за процентной ставки США), то инфляция по итогам года может составить около 7,5%.
Ведущий финансовый аналитик EqTrades Евгений Зомчак даёт более пессимистичный прогноз. По его оценке, «инфляция по итогам года составит около 9,5% или чуть выше».
Впрочем, есть и позитивные прогнозы. Ведущий эксперт института «Центр развития» ВШЭ Николай Кондрашов говорит, что инфляция по итогам года может составить около 5,7%, что более чем в два раза ниже показателя прошлого года. Напомним, по итогам 2015 года инфляция в России составила 12,9%.
Стоит отметить, по оценке Центрального банка, к концу года ожидается инфляция на уровне 5-6%. Как свидетельствует данные Росстата, в июне 2016 года инфляция составила 7,5% в годовом выражении, ранее она удерживалась на уровне 7,3%.
Источник: провэд.рф