Планы Минсельхоза РК по наращиванию производства мяса могут захлебнуться в негативной мировой конъюнктуре. Эксперты прогнозируют снижение спроса на продукцию животноводства и удержание цен на мясо низких уровнях в течение ближайшего десятилетия.
Негативный прогноз
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) опубликовали «Сельскохозяйственный прогноз на 2018-2027 годы». Согласно выводам экспертов, международное сельскохозяйственное производство ждёт стагнация, связанная со снижением спроса. Причины две: с одной стороны — рост производительности труда в аграрном секторе развитых стран; с другой — замедление темпов роста населения планеты, уменьшения потребления продовольствия на душу населения, а также накопление рекордных переходящих запасов продовольствия. Как следствие – перенасыщенность рынка, которая неизбежно приведёт к обвалу цен.
Для Казахстана плохая новость состоит в том, что эксперты прогнозируют снижение спроса не только на мясо, но и на зерновые и кормовые культуры, используемые в животноводстве, а это основная продукция растениеводства нашей страны в настоящий момент. Более того, планы Минсельхоза по диверсификации включают рост как раз по ячменю — основной фуражной культуре, площади сева которой планируется увеличить вполовину к 2021, до 2,8 млн га.
Напомним, что в апреле нынешнего года Минсельхоз представил долгосрочную стратегию развития животноводства в стране. Она также охватывает ближайшее десятилетие, до 2027. Согласно планам аграрного ведомства, в течение этого периода численность поголовья крупного рогатого скота должна увеличиться с нынешних 7 до 15 млн голов, также в два раза планируется увеличить численность овец.
В результате к 2027 в Казахстане производство баранины и говядины должно вырасти в 2,5 раза, с 600 тыс. тонн до 1,6 млн, а экспортная выручка отрасли составить $2,4 млрд.
Обеспечить сбыт этой продукции Минсельхоз надеется, во-первых, за счёт выхода на рынок Китая, во-вторых, за счёт привлечения в страну крупных переработчиков мясной продукции. Ряд шагов к этому уже сделан.
Так, в мае в рамках XI Астанинского экономического форума Минсельхоз договорился о строительстве в Алматинской области мясоперерабатывающего завода итальянской компанией Cremonini, мощность предприятия составит 700 туш в сутки. А в начале июня в Пекине в рамках визита президента Казахстана в КНР Минсельхоз подписал с протокол с Главным таможенным управлением Китая по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям к ввозимой в Поднебесную говядине.
Однако прогноз ОЭСР и ФАО не добавляет оптимизма перспективам реализации этих планов.
— Мировое сельскохозяйственное производство неуклонно растёт, уже достигнув рекордных уровней в 2017 году по большинству видов зерновых, мяса, молочных продуктов и рыбы. В результате этого ожидается, что цены на основные сельскохозяйственные товары останутся на низком уровне в течение следующего десятилетия, — отмечается в их докладе.
В конечном итоге это приведёт к двукратному снижению темпов роста мировой торговли сельхозпродуктами.
Зеркальная болезнь
Тем временем Комитет по статистике МНЭ РК подвёл итоги развития животноводческой отрасли за январь-май 2018 года. Они действительно ускорились — за пять месяцев текущего года (к аналогичному периоду 2017) рост производства всех видов мяса составил 4,8%, молока — 2,5%.
Что касается поголовья крупного рогатого скота, то оно увеличилось на 4,3%, до 8 млн 347 тыс. голов, в том числе благодаря импорту, за первое полугодие 2018 была ввезена 5601 головаплеменного скота (данные Комитета госинспекции АПК). Две трети пришлись на мясные породы – ангус, герфорд, казахская белоголовая. Основными поставщиками стали США (44,7%), Россия (23%) и Германия (13,8%).
Таким образом, в рисуемой международными экспертами перспективе, ситуация с производством мяса в Казахстане вполне может зеркально повторить историю развития отечественной зерновой отрасли. А она характеризуется негативным влиянием на ценообразование перепроизводства пшеницы. Так, при производстве 14-15 млн тонн пшеницы в год, внутренняя потребность (продовольствие и корма) составляет 4,5 млн тонн, а на экспорт уходит порядка 7-8 млн тонн. Всё остальное «лишнее» зерно давит на внутренний рынок и вызывает снижение цен в пиковый период (осень).
Если в предыдущие годы эту напряжённость помогали снять переработчики, то в последнее время из-за транспортных проблем и введения заградительных пошлин рядом стран, экспорт муки снижается. Это остро проявилось в конце 2017 года, когда Минсельхозу пришлось объявить закуп 2 млн тонн зерна в ресурсы «Продкорпорации», чтобы преодолеть мёртвый штиль на рынке зерна и слегка подтолкнуть цены вверх, чтобы они позволили крестьянам продавать свой урожай хотя бы на 5% выше себестоимости.
В будущем с аналогичными проблемами могут столкнуться и животноводы. В настоящий момент производство говядины полностью работает на внутренний рынок и покрывает его почти на 100%.Однако при росте объёмов производства критически важным станет обеспечение экспорта и переработки. Если мировая конъюнктура действительно ухудшится, производителям мяса в Казахстане придётся конкурировать друг с другом на внутреннем рынке, что в конечном итоге приведёт к падению их доходов.
Кроме того, Минсельхоз планирует увеличить число ферм с 20 до 100 тыс., и выжить такому числу животноводов окажется непросто. При отсутствии платёжеспособного сбыта фермеры не смогут выполнять свои обязательства по кредитам и лизингу (кредитовать развитие ферм планируется на 15 лет под 4% годовых), а это уже – риск стабильности всего АПК страны.